ЭТОТ ВОЛШЕБНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАРЮ И УЧИТЕЛЮ
НА ГЛАВНУЮ                   НА ИГРОВУЮ
Размер плаката - 960 х72О
Размер файла - 99,1 кб.
Коллаж оформила Галушко Н.В.

Кликните по эскизу, чтобы увеличить изображение и скачать плакат.
КРОССВОРД "РУССКИЙ ЯЗЫК"
21 ФЕВРАЛЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА
6 ИЮНЯ - ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Ахметова Н. В.
    Занятие-игра "Редакция" : Час занимательной грамматики во 2-ом классе / Н. В. Ахметова // Досуг в школе. - 2006. - № 1. - С.22-24.
Бонашевская Т. И.    Сказки-подсказки : [Забавные стихи по правилам русской грамматики] / Т. И. Бонашевская, О. В. Шуган // Досуг в школе. - 2006. - № 1. - С.8-17.
Бритвина Л.В.   Всеведы : [сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для учащихся 5-7 кл.] / Л. В. Бритвина // Читаем, учимся, играем. - 2008. - № 6. - С. 75-78.
Евдокимова К.В.    Словарь раскрывает секреты : библиографическая игра к уроку русского языка для учащихся 5-8 -х классов / К. В. Евдокимова // Читаем, учимся, играем. - 2009. - № 12. - С.41-45.
Евсеева В. В.    Смотр знаний по русскому языку : [Сценарий конкурсно-игровой театрализованной программы] / В. В. Евсеева // Досуг в школе. - 2006. - № 1. - С.4-7.
Елькина Т. Н.  Милая Татьяна : [отрывок из "Евгения Онегина" на новый лад о современной молодёжи и о чистоте русского языка] / Т. Н. Елькина // Чем развлечь гостей. - 2005. - № 6. - С. 11-12.
Коломыцева Л. В.    Сказки А.С. Пушкина на уроке русского языка по теме: "Спряжение глаголов" : [Урок занимательного русского языка] / Л. В. Коломыцева // Досуг в школе. - 2006. - № 1. - С.18-19.
Крюкова Н. С.    Азбука - к мудрости ступенька : [Урок-соревнование русского языка по окончании изучения букваря] / Н. С. Крюкова // Досуг в школе. - 2006. - № 1. - С.7-8.
Крюкова Н. С.    Внеклассное занятие "Язык - зачем он нам нужен" : [Беседа об истории русской письменности, о создателях азбуки, кириллице и глаголице] / Н. С. Крюкова // Досуг в школе. - 2006. - № 1. - С.3-4.
Крюкова Н. С.    Путешествие в страну Глаголию : [Урок занимательного русского языка] / Н. С. Крюкова // Досуг в школе. - 2006. - № 1. - С.17-18.
Лопатина О. Н.    Вирус в Королевстве грамматики : Шуточная пьеса для школьного театра 5-7 классов / О. Н. Лопатина // Досуг в школе. - 2006. - № 1. - С.21-22.
Лопатина О. Н.    Листая русского страницы : Сценарий конкурсной программы для любителей русского языка / О. Н. Лопатина // Досуг в школе. - 2006. - № 1. - С.19-21.
Монина В.    Учись говорить грамотно  : [методическая разработка игры по воспитанию культуры речи] / В. Монина // Библиотека. - 2006. - № 2. - С. 49-51.
Селищева Л.    Юные кладоискатели : [об организации в детской библиотеке выставки - путешествия "В путь, за сокровищами, в чудесную Страну слов"] / Л. Селищева // Библиотека. - 2005. - № 9. - С. 34-36.
Титов С.В.    "Рифмоплёт" от Незнайки и "словоплёт" от Знайки : Конкурсная программа знатоков русского языка / С. В. Титов // Педсовет. - 2006. - № 2. - С.18-20.
Филатова В. П.    Уроки Мальвины : интересные лингвистические игры для детей 9-12 лет / В. П. Филатова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2005. - №12. - С. 60-65.
Оформление: Галушко Н.В.
Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас!
                                              И.С. Тургенев
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
ПЛАКАТ НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ
О СЛОВАРЯХ РАЗНООБРАЗНЫХ. ИГРЫ СЛОВАРЕЙ
Кликните по  сетке кроссворда, чтобы прочитать правильные ответы
При создании страницы были использованы следующее материалы:

Арсирий А. Т. В Страну знаний - с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие первое. - М.: Дрофа, 2004. - 304 с.: ил.

Весёлые уроки. - 2006 . - №4. - С. 10-11.
КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ РАЗНЫХ ЛЕТ
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
                                                           К.Г. Паустовский
Сказка о буквах, рассказанная Незнайкой

Жили-были буквы. Дружно жили, не ссорились. А было их всего 36. Или 34? Не помню. Десять из них - гласные. Очень интерес­ные буквы! Половина - волшебные. Почему их так назвали? Ну, наверное, потому, что они с помощью волшебной палочки могут превра­тить льва в мышку, а блоху - в огромный са­молет. А согласные буквы вообще чудаки! Неко­торые говорят громко, звонко. Например, буквы п, т, х. А другие умеют только шептать, шуршать, шипеть. Это глухие звуки. Вот только я забыл, какие буквы обозначают глу­хие звуки. Подскажите! Буква ч очень дружит с буквами я и ю. Она прямо-таки не может с ними расстать­ся! А вот ж и ш не водятся с буквой ы, а дру­жат только с и, и она делает их мягкими-мягкими. А еще там есть две странные буквы. Они всегда молчат. Может, немые? Вы не знае­те их? А вообще, что это за страна такая? Как она называется?

ПАРФЕНОВА, А.Е. Сказка о буквах, рассказанная Незнайкой /А.Е. Парфенова // Начальная школа. - 2005. - № 10. - С. 76.
6. _______ ?_____СЛОВАРЬ
Тебе поможет он узнать,
Как слово правильно сказать,
Чтоб без труда найти ты мог,
Где у него ударный слог.
По горизонтали:
1.Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?
6.Что за часть речи: ай, ох, увы?
7.Неизменяемая часть речи, поясняющая глаголы и прилагательные.
8.Словарный состав языка.
11.Что за часть речи: не, ни, вот?
12.Что за часть речи: я, мы, ты, он, она?
13.Часть речи, обозначающая действие предметов.
14.Часть речи, обозначающая признаки предмета?

По вертикали:
1.Что за часть речи: но, и, а?
2.Система правописания слов.
3.Знак препинания в виде чёрточки.
4.Знак препинания в конце предложения.
5.Что за часть речи: с, по, за, о?
9.Знак препинания внутри предложения.
10.Искусство правильно читать и писать.
11.Часть речи, отвечающая на вопросы сколько? который по счёту?
Скачать электронный вариант игры, html - 63  кб.
Скачать бумажный вариант игры, word - 184 кб.
На книжной полке, посмотри, стоят тесно словари.
В каждом слов - не сосчитать, хоть три дня его листать.
Толще книг других они, на какой ты ни взгляни,
Каждый нужен, каждый важен. Мы про все сейчас расскажем.
Заодно и поиграем, их загадки разгадаем.
ЗАДАНИЕ:
Прочитай стихи о словарях. Выполни задания. Определи, о каком словаре в стихотоврении идёт речь. Воспользуйся подсказкой - изображением книжных обложек словарей
1.  ______ ? _____  СЛОВАРЬ

Ты загляни в него, словарь
Всех слов истории расскажет,
И как что называлось встарь,
Тебе напомнить может даже.
Здесь слово старое дано,
Подумай-ка, а что оно
Давно когда-то означало,
Каким сейчас названье стало?
ЛАНИТЫ _ _ _ _
ОКО        _ _ _ _
ПЕРСТ    _ _ _ _ _
УСТА       _ _ _
ЧЕЛО       _ _ _
2. СЛОВАРЬ ____ ? ____
Всегда он показать готов,
Как без ошибки написать
Слова из разных языков,
И их значенье подсказать.
А ты значенья этих слов
Без словаря назвать готов?
И то же самое опять
Словами русскими сказать?
АЗАРТ         _ _ _ _ _ 
ГЕРБАРИЙ   _ _ _ _ _ _ _ _ _
ДЕФЕКТ       _ _ _ _ _
ПОЭТ           _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
3. ____? ____ СЛОВАРЬ
Его раскрой скорее, тут
Слова крылатые живут
С пословицами рядом.
А нам с тобою надо
Концы пословиц отыскать.
Словарь нам будет помогать:
Пословицы все собери,
А что забудешь, подсмотри!
НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ ________________
КУДА НИТКА ________________________
ШИЛО  _____________________________
СЛЫШАЛ ЗВОН _____________________
ПОД ЛЕЖАЩИЙ КАМЕНЬ
_____________
4. СЛОВАРЬ ______ ? _______
Наш русский язык и велик, и богат
Синонимы это всегда подтвердят,
И разные с виду слова эти всё же
Всегда говорят про одно нам и то же
Сейчас докажешь это сам,
Найди синонимы к словам.
ТИХИЙ ГОЛОС     ________________
ТИХИЙ ЧЕЛОВЕК  _______________
ТИХИЙ СОН         ________________
5. СЛОВАРЬ _______ ? __________
Тем этот словарь интересен, что тут
Слова несогласно друг с другом живут
И спорят они постоянно, задорно,
Стоят на своём до конца и упорно.
Противоположны у слов здесь значенья,
Ведь это же главное их назначенье.
Антонимы к этим словам подбери -
По слову, а можешь и два или три.
БЕЛЫЙ       _______________
ДЕНЬ          _______________
РАДОСТЬ   _______________
Словарь антонимов
Словарь иностранных слов
Орфоэпический словарь
Словарь синонимов
Фразеологический словарь
Этимологический словарь
1
2
3
4
5
6
Расставь правильно ударения
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ДУША ХОРОША:
ЧИСТЫ И ТЕЛО, И ДУША!

ИЗДАЛИ
ДВА МОИХ СТИШКА
В СЕГОДНЯШНЕЙ ГАЗЕТЕ.
СЛЕЖУ Я ИЗДАЛИ ЗА ТЕМ,
КАК ИХ ЧИТАЮТ ДЕТИ.

Я ПЕДАЛИ ВСЁ БЫСТРЕЙ КРУЧУ:
ЭТУ КРУЧУ ОДОЛЕТЬ ХОЧУ!
Сверь свои ответы:
Загадка № 1. - словарь № 6               Загадка № 4. - словарь № 4
Загадка № 2. - словарь № 2               Загадка № 5. - словарь № 1
Загадка № 3. - словарь № 5               Загадка № 6. - словарь № 3
Оказывается, слова в русском языке могут начинаться с любого звука: гласного или согласного, за исключением звука [ы].

По фонетическим и орфографическим признакам можно лег­ко определить иноязычные слова, пришедшие в русский язык из других языков. С буквы и звука [а] начинаются, как правило, заимствован­ные слова. Русских слов на [а] очень мало: аляповатый, авоська, архаровец, ахинея; ага, агу, ай, ау, ах, авось. Некоторые из русских слов являются просторечными: аж, ась или устаревшими: ахти, ала. Иноязычные слова явно «предпочитают» начальную букву э. Междометия э, эа, эх, а также экий, этак, этот - вот по­чти все русские слова с начальной э. Слова, начинающиеся с буквы ф, по происхождению, за очень небольшими исключениями (фыркнуть, филин), явля­ются нерусскими. Зато, если слово начинается с буквы щ, знайте, это слово об­щеславянское: щавель, щадить, щука, и др.

Одной из характерных особенностей русской народной речи является частое дублирование синонимов: учить уму-разуму, цел и невредим, нежданно-негаданно, пути-дороги, вкривь и вкось и т.п. Этот приём широко используется в русских народных сказках, песнях, былинах и в произведениях многих наших писателей. ДОсобенно дублированием синонимов богаты сказки А.С. Пушкина.
ЗАГАДКИ РУССКОГО ЯЗЫКА. ПОИГРАЕМ СО СЛОВАМИ?
Метаграмма - это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя одну букву на другую и один звук на другой.
С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С п - от вас не утаю -
Тоже в классе я стою. 


Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но к  на ц перемени -
Я по болоту зашагаю.
С б мучительной бываю,
С м одежду пожираю,
С р актёру я нужна,
С с для повара важна.


Вы в сказках обо мне читали:
Меня в кубышках зарывали,
Но если [д] в конце смягчить,
Телегу можно мной грузить
Логогриф - это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значения в результате добавле­ния, пропуска, перестановки звуков, букв.
Готов вас напоить водой,
Но э прибавьте мне в начале,
И соберу перед собой
Я зрителей в квартире, зале.


Несёт меня с трудом старик,
Но если ю прибавить, вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт. 
Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда ж с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю.


Его как память давних ран
На теле носит ветеран.
Наоборот его прочти -
И грянет музыка в пути.
Шарада - это загадка, заключающаяся в отгадывании слова, части которого (в данном случае слоги) могут быть самостоятельными словами.
Два слога впереди -
Для освещения,
А третий - личное местоимение.
Все вместе - всемогущий царь,
страною древней управлявший встарь.

В начале октября
Ищи слог первый мой,
В начале ноября ищи второй,
А в дом жилой войдёшь -
Там целое найдёшь.
Мой первый слог -
Число с нулями,
У всех людей - последних два,
А вместе - догадайтесь сами:
Всем городам она глава.

Жилище - первый слог,
Затем идёт предлог,
А в целом я огромна
И называюсь...
Каламбур - шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов.
Вопросы-шутки:
Какой город летает?
Какой город запекают в булках?
Какое государство можно носить на голове?
Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед?
СКАЗКА О БУКВАХ, РАССКАЗАННАЯ НЕЗНАЙКОЙ
КРОССВОРД "СИНОНИМЫ"
СИНОНИМЫ - ЭТО СЛОВА ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ, РАЗЛИЧНЫЕ ПО ЗВУЧАНИЮ, НО БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ. .
НА ЗАГАДКУ ДАЙ ОТГАДКУ
АНТОНИМЫ - ЭТО СЛОВА ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ, С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ
Я - антоним к слову «зной»,
Я в реке в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня ...

Я - антоним слова «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я ...
Я - антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех, -
Я бываю поневоле от несчастья и от боли,
От обиды, неудач, догадались? Это ...

Я - антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна -
Называюсь …
По горизонтали:
1. Ларец
3. Лакомка
4. Амулет
6. Яства
9. Колдобина
10. Мощь
11. Заблуждение
12. Балагур
13. Ротозейt.
По вертикали:
1. Подсказка (ею часто пользуются ученики)
2. Враньё
5. Очарование
7. Озорство
8. Скряга
10. Рухлядь
12. Код
КЛИКНИ ПО СЕТКЕ КРОССВООРДА, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
ЧТОБЫ ЭТО ЗНАЧИЛО: ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ В КАРТИНКАХ
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - ГОТОВЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, УСТОЙЧИВЫЕ  ЯРКИЕ ОБРАЗНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ, СМЫСЛ КАЖДОЙ ИЗ КОТОРЫХ НЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ СМЫСЛОВ ВХОДЯЩИХ В НЕЁ СЛОВ.
навешать всех собак
лезть в бутылку
хватать звёзды с небес
лить крокодиловые слёзы
сесть в калошу
брать быка за рога
писать как курица лапой
1
3
2
4
5
6
7
ПРОВЕРЬ СВОИ ОТВЕТЫ
На загадку дай отгадку: ПРОХЛАДА. ЗИМА. ПЛАЧ. ТИШИНА.

Фразеологические загадки в картинках: ВЕШАТЬ ВСЕХ СОБАК. ЛЕЗТЬ В БУТЫЛКУ. ХВАТАТЬ ЗВЁЗДЫ С НЕБЕС. ЛИТЬ КРОКОДИЛОВЫЕ СЛЁЗЫ. СЕТЬ В КАЛОШУ. БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА. ПИСАТЬ КАК КУРИЦА ЛАПОЙ.

Метаграмма: КАРТА-ПАРТА. КАПЛЯ-ЦАПЛЯ. БОЛЬ-МОЛЬ-РОЛЬ-СОЛЬ. КЛАД-КЛАДЬ.

Логогриф:  КРАН-ЭКРАН. НОША - ЮНОША. ТОПОР - РОПОТ. ШРАМ-МАРШ.

Шарада:  ФАРАОН. ОКНО. СТОЛИЦА. ДОМНА.

Каламбур: ОРЁЛ. ИЗЮМ. ПАНАМА. СОЛЬ.
ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА У НАС В БИБЛИОТЕКЕ
Накануне Дня русского языка в городской детской библиотеке была развернута выставка-загадка «Весёлый грамотей». На ней были представлены различные издания: словари русского языка, книги, рассказывающие об истории русской письменности, занимательные материалы по грамматике и др. Украсили выставку высказывания И. С. Тургенева, А. Н. Толстого и А. М. Горького о красоте, богатстве и величии родного языка. Необычность выставки заключается в том, что читателям библиотеки было предложено поиграть со словами, а именно разгадать логогрифы, метаграммы, шарады, каламбуры, акростихотворные загадки и загадки о словарях, найти омонимы, решить кроссворд, правильно поставить в словах ударение, объяснить смысл крылатых слов и выражений. Ориентироваться в выставочном пространстве ребятам помогали указатели «Игры со словами», «Кроссворд» и «Загадки». Безусловно, эта работа требует от детей внимательного, вдумчивого подхода, но, в то же время, она обогащает их знания и показывает, насколько разнообразен и красив наш родной русский язык.
Хостинг от uCoz